Отвод грунтовых вод, притекающих к дороге со стороны

На первом этапе проектирования подземной дренажной системы проводят обследование грунтов и водного режима основания дороги. В задачи этого обследования входит:

1) составление грунтового профиля, т. es ist. установление состава грунтов и толщины их различных слоев;
2) установление положения зеркала грунтовых вод, если оно расположено ближе 1,8-2,1 м от низа дорожной одежды;
3) выявление водоносных слоев, по которым вода может поступать к дороге с придорожной полосы.

Наиболее подходящим периодом для проведения этих обследований в Англии считают конец зимы. В это время года зеркало грунтовых вод обычно достигает своего наивысшего уровня и грунты основания дороги увлажнены наиболее значительно.

Существуют два метода борьбы с притоком к дороге грунтовых вод со стороны. Если зона притока узкая и расположена в пределах 0,6-0,9 м от поверхности грунта, то наиболее правильным мероприятием является устройство перехватывающих дрен, прорезающих водоносный слой до подстилающего его водонепроницаемого пласта. Если же зона притока широка и пересекается дорогой на значительном протяжении, а также если водонепроницаемый пласт простирается на большую глубину от поверхности, практически невозможно осуществить дренаж в виде глубокой траншеи, перехватывающей всю притекающую влагу.

В этом случае дрену располагают так, чтобы она перехватывала верхнюю часть потока, удерживая уровень грунтовых вод на расстоянии 1,2 м от нижней поверхности дорожной одежды. Если дорога спускается по склону, то продольные дрены могут оказаться не в состоянии перехватить всю притекающую воду; в этом случае необходимо устраивать также и поперечные перехватывающие дрены. Иногда наблюдаются случаи просачивания воды в земляное полотно на участках дороги, проходящих вблизи от подножья крутых холмов или прорезающих их отрогов.