Фонарь Москва

Фонарь Москва

…Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом.

Н.В. Гоголь «Невский проспект»

У газового освещения было немало противников. В 1819 году одна из немецких газет предостерегала от всякого рода уличного освещения: «Это безнравственно с точки зрения богословия: божественный порядок, предусматривающий свет и тьму, не дано разрушать человеку. Большая продолжительность освещенности соблазняет слабых – и прежде всего пьяниц и влюбленных – на новые эксцессы. Ночной свет газовых фонарей делает лошадей пугливыми, а воров и разбойников, напротив, смелыми»

газовое освещение Москвы

газовое освещение Москвы


Первый опыт уличного освещения в Москве был предпринят в 1730 году по случаю приезда в патриархальную столицу членов Императорской фамилии.

Указ императрицы Анны Иоанновны гласил: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам поставить на столбах фонари». Просто так зажечь фонари не решились, и для передачи ценного опыта в Москву были выписаны 10 питерских фонарщиков. Сперва Москву освещали лишь по большим праздникам и во время визитов Императорской семьи, но через несколько лет был введен такой же режим освещения, как и в Петербурге. Устанавливались и содержались фонари за счет особого налога, который платили все владельцы лавок и жители освещенных районов.

освещение Москвы

освещение Москвы

Устроены первые фонари были проще некуда – шестигранный или четырехгранный стеклянный корпус-призма, жестяной сосуд с конопляным маслом и фитиль. Фонарщики постоянно следили за фитилем и поправляли его – иначе фитиль начинал коптить.

К 1805 году Москвы вновь коснулись веяния прогресса. Во-первых, старые фонари стали менять на новые – с тремя фитилями и зеркальным отражателем, а во-вторых, к великой радости прижимистых обывателей их избавили от налога на свет. Расходы на освещение улиц взяла на себя городская казна, а фонарщиков приписали к пожарным командам, где за их работой стали следить специальные «хожалые по фонарям».

Москва фонари

Москва фонари

Пожар 1812 года уничтожил не только огромное количество домов, но и почти все фонари. После войны с Наполеоном отстраивалась Москва не быстро, и до восстановления городского освещения дошло лишь через несколько лет. Заграничные веяния прогресса не остались незамеченными, и в Москве зазвучали робкие голоса, призывающие отказаться от масляных фонарей и поставить сразу новомодные газовые – по образцу Парижа и Лондона, где к этому времени как раз произошла «газовая» революция в уличном освещении. Но московский генерал-губернатор решил, что негоже старой столице быть впереди новой – Санкт-Петербурга – даже в вопросе городского освещения, да и Европа Москве не указ, так что на московских улицах вновь надолго поселились масляные фонари. Впрочем, всем было понятно, что масляные фонари далеки от совершенства, и сторонники прогресса постоянно подыскивали маслу альтернативу. Конопляное масло пробовали заменить лампадным, но это для городской казны выходило накладно.

Москва фонари

Москва фонари

Пробовали заменить хлебным спиртом – но опыт не удался: через полчаса после выдачи такого горючего фонарщики оказывались не способны к работе. Лучше всего вышло со смесью скипидара и винного спирта: в 1862 году в Москве насчитывалось почти 2300 спиртовых фонарей. И тут Московская городская дума решила все-таки перейти на более совершенные фонари – пусть не газовые, но керосиновые. Установленным порядком прошли торги на установку 2200 керосиновых фонарей, выиграл их некий француз, и в 1865 году Москва стала освещаться исключительно фотогеновыми фонарями (фотогеном тогда именовали керосин). Новое топливо для питья и употребления в пищу оказалось негодным – но для хозяйственных нужд фонарщиков вполне годилось.

А поскольку российские традиции, несмотря на усилия властей, изжить не удавалось никогда, в Москве по ночам было по-прежнему не слишком светло.

Московские газеты тех лет об уличном освещении писали, например, так:

«Фотоген перед домом обер-полицмейстера горит как солнце, а чуть подальше, к Охотному ряду, все тускнеет, тускнеет и приравнивается к нашему доброму старому конопляному маслицу».

Фотоген

Фотоген

Впрочем, торжество керосина над маслом оказалось недолгим – газовые фонари тоже появились на улицах (газ к фонарям можно было подавать по трубам, что стоило, понятно, дешевле, чем подвоз керосина). Конкуренция между керосином и газом закончилась лишь в XX веке, когда электричество в своем триумфальном шествии легко победило и газ, и керосин.

Если в Санкт-Петербурге первые электрические фонари появились в 1883 году, то Москва в деле электрификации все-таки отставала. Но в 1913-м в Москве почти все центральные площади, бульвары и улицы освещались электричеством – как и многие улицы на окраинах, где проходили трамвайные пути.

Ну а дальше, в 1914-м, началась Мировая война, затем произошли две революции 1917-го… в общем, проблемы городского освещения отодвинулись на задний план. Это, конечно, тема для отдельной статьи – добавлю лишь, что последние керосиновые фонари были разобраны в Москве в 1931 году, а газовые – в 1932-м. Окончательно и бесповоротно на улицы Москвы пришло электричество.