автобетоносмесители

автобетоносмесители

автобетоносмесители– история и современность.автобетоносмесители являются неотъемлемой частью любой стройки – и кажется, что они были с нами всегда, как лопата, кирпич или оконное стекло. Вот только вся история этой техники насчитывает менее восьми десятилетий, а в СССР миксеры на колесах запустили в производство 75 лет назад. При этом растущая в последние годы доля монолитного домостроения вызвала заметное оживление рынка бетоно — транспортной техники – несмотря на кризис, этот сегмент является одним из наиболее емких и динамично развивающихся.

Бетон с доставкой Началось все с появления на свет автомобиля – поначалу не более чем игрушки для богачей и уличной диковинки. Но очень скоро автомобиль превратился в обычное транспортное средство, и уже в 1896 году компания Готлиба Даймлера выпустила в Германии первый грузовой автомобиль.

первый грузовой автомобиль

первый грузовой автомобиль

Новинка пришлась кстати – в конце XIX и начале XX века во многих странах началась эпоха индустриального строительства, и такие автомобили массово использовались для перевозки строительных грузов. США стали первой страной, где в крупных городах начали возводиться многоэтажные здания, а в 1920–1930-х – и настоящие небоскребы. Гужевой транспорт уже не справлялся с завозом стройматериалов в необходимых объемах, и в первые годы XX столетия в США начались опыты по доставке на стройки свежего бетона. И вот тут выяснилось, что даже самая оперативная доставка бетона в кузове обычного грузовика не обеспечивала сохранения однородности и пластичности бетонной смеси, что отрицательно влияло на прочность затвердевшего бетона.

Стало ясно, что не обойтись без создания автомобиля со специальным кузовом-смесителем, где бетонная смесь создавалась бы из заранее отмеренных компонентов прямо во время перевозки.

Причем качество бетонной смеси не должно было снижаться в процессе транспортировки. В США на шасси грузовиков начали устанавливать герметичные вращающиеся барабаны, перемешивавшие бетонную смесь с помощью лопастей, а 1934-м появились первые автобетономешалки-развозки, которые не только доставляли готовую бетонную смесь, но и приготовляли ее в пути.

В СССР в годы первых пятилеток также перешли к индустриальному строительству (правда, строились не жилые дома, а производственные объекты). Покупать автобетоносмесители за рубежом было слишком дорого, и в 1935 году Ленинградский институт механизации строительства подготовил проекты двух спецавтомобилей (для перевозок готового бетона и для приготовления его в пути). Были опробованы 15 таких авто – но из-за множества конструктивных недостатков и низкого качества машины так в серию и не пошли. Но в Стране Советов кипели ударные стройки, «сверху» последовал грозный окрик с напоминанием о вредительстве, и трест «Союзстроймеханизация» быстро разработал новую, более удачную модель. При этом, как и в первый раз, советские инженеры в основном попросту скопировали узлы новой техники с американских образцов в соответствии с наметившейся в США тенденцией к объединению в одной машине сразу двух функций – перевозки и приготовления бетона.

грузовик ЯГ-6

грузовик ЯГ-6

Серийное производство автобетоносмесителей на шасси грузовика ЯГ-6 началось в 1938 году в Киеве на заводе «Красный экскаватор». На грузовике был установлен смесительный барабан емкостью 1,5 м3 и бак для воды на 240 литров (+ 40 л для промывки барабана), барабан вращался от коробки отбора мощности автомобиля. Увы, слабенького 70-сильного движка базового автомобиля просто не хватало для одновременной работы барабана – при его подключении автомобиль терял скорость и динамику разгона. Да и перемешивание смеси происходило неравномерно, так как скорость вращения барабана зависела от того, насколько открыта дроссельная заслонка карбюратора.

Другая модель автобетоносмесителя – АБ-38 – производилась Ленинградским институтом механизации строительства и Стройтрестом № 16. Смесительный барабан на нем был заметно больше – 2,2 м3 , но устанавливался он на шасси ЗиС-6 с меньшей, чем у ЯГ-6, грузоподъемностью. Это вызывало перегрузку шасси, хотя в целом конструкция АБ-38 была более удачной.

ЗиС-150

ЗиС-150

После Великой Отечественной войны разработки возобновились только в конце 1940-х, когда ВНИИстройдормаш разработал автобетоносмеситель С-269 на шасси грузовика ЗиС-150. Полезный объем барабана у С-269 составлял 1,6 м3 , а сам барабан был не цилиндрическим, а грушевидным и устанавливался не горизонтально, а под небольшим углом; емкость бака для воды также была больше – 270+80 литров.

ЯАЗ-200

ЯАЗ-200

Одновременно заводом «Дормашина» был выпущен автобетоносмеситель С-224 на шасси грузовика ЯАЗ-200. Его конструкция в основном повторяла С-269, разве что объем барабана был больше в полтора раза. Судя по всему, обе эти модели – на базе ЗиС-150 и ЯАЗ-200 – серийно вообще не производились либо выпускались крайне малыми сериями. Лишь в 1960-х годах, когда страна приступила к массовому строительству жилых домов, советская промышленность начала осваивать серийное производство этих машин. Следующими моделями стали С-942 (шасси КрАЗ-258) и С-1036 (шасси МАЗ-505Б), разработанные ВНИИстройдормашем и выпускавшиеся с 1968 года. В начале 1970-х были разработаны усовершенствованные модели – СБ-92 на базе КрАЗа (емкость 4 м3 ) и СБ-83 на полуприцепе к автомобилю МАЗ-504 (5 м3 ).