Объем работ и оборудование

Рассмотрим пример грунтового разреза местности. Грунтовые условия характеризуются слоем торфа, покрытым сверху слоем грунта толщиной от 0,6 до 1,8 м. Торф оказалось невозможным пройти посредством ручного бурения. Максимальная глубина бурения ручным инструментом ограничивалась 3 м в связи с оплыванием стенок скважин. Дополнительное бурение, проведенное по сторонам намеченного перехода, показало, что нельзя избежать пересечения торфяного слоя посредством изменения направления трассы.

Чтобы установить полную толщину торфа, который следует удалить или вытеснить из-под насыпи, были заложены буровые скважины. Буровые скважины с индексом А устраивались между основными скважинами для получения дополнительных сведений. Этот пример характеризует значение грунтовых обследований при строительстве в сложных условиях.

Полевые работы при грунтовых обследованиях состоят из бурения и отбора образцов грунта. При изысканиях магистральных дорог обычно требуется произвести от 3,5 до 75 пог. м бурения на 1 км протяжения дороги, или в среднем 40 м. Для выполнения этой работы на протяжении 3-5 км дороги необходим один инженер и два-три рабочих. При работе вдали от базы нанимают местных рабочих. При малых объектах работ может оказаться более выгодным привозить рабочих на место работ с базы.

Для большинства грунтовых обследований необходимо иметь легкий фургон, используемый для перевозки необходимого оборудования. Обычно для этой цели достаточен автомобиль грузоподъемностью в 1 г, так как, если будет взято слишком много образцов, они могут быть отправлены в лабораторию по частям. Можно организовать подвижную лабораторию на трех- или пятитонном грузовом автомобиле или соответственно оборудованном прицепе.