стадион Kingdome

стадион Kingdome

На рубеже веков, а тем более тысячелетий, необходимо подвести итоги и сделать прогнозы на будущее, тем более в такой отрасли, как строительство.

В течение XX в. было возведено множество уникальных зданий и сооружений с применением новых на определенном периоде времени технологий, материалов, конструкций, средств механизации, которые впоследствии становились обычными в практике строительства. И даже те объекты, которые «не дожили» до конца века (например, известный на весь мир стадион Kingdome в американском Сиэтле с самым большим диаметром сборно-монолитного железобетонного купола в 201 м, построенный в 1976 г. и уже взорванный в марте 2000 г. по экономическим соображениям), все равно останутся в истории.

А такие сооружения, как Эйфе-лева башня в Париже; метро в Лондоне; первый мост Идса из стальных конструкций на реке Миссисипи в США, сооруженный кессонным способом; первый небоскреб с металлическим каркасом высотой 10 этажей в Чикаго для страховой компании и другие, построенные еще в XIX в., пережили века и до сих пор входят в разряд уникальных инженерных решений.

Эйфе-лева башня

Эйфе-лева башня

XX век чрезвычайно богат на выдающиеся проекты, и все они послужили точкой отсчета нового уровня развития строительства. Вот некоторые из них.

В 1902 г. в Цинциннати (США) впервые было построено высотное здание из железобетона. Ингаллз Бил-динг шестнадцатиэтажное офисное здание высотой 65 м — был запроектирован Г. Хупером. Каждая плита перекрытия в здании действовала как жесткая диафрагма, воспринимающая ветровые нагрузки. Все конструкции выполнены из монолитного железобетона -балки и прогоны замоноличены с перекрытиями в единое целое. Строительство здания продолжалось восемь месяцев.

Ингаллз Бил-динг

Ингаллз Бил-динг

В 1904 г. в России завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали длиной 9332 км, связавшей Москву с Владивостоком. Строительство велось в течение 13 лет в труднейших климатических условиях.

В том же 1904 г. в Нью-Йорке вошла в строй первая линия метро; сейчас нью-йоркская подземка — одна из крупнейших в мире и насчитывает 20 линий и 469 станций.

Панамский канал

Панамский канал

В 1914 г. сооружен Панамский канал, длиной 81,6 км, глубиной на шлюзах 12,5 м, шириной 150 м. На работах было применено 60 т динамита, занято 56 тыс. рабочих. Канал стоимостью 302 млн. долл. строился 10 лет. За этот период тяжелые условия работ, тропический климат унесли жизни 5609 человек — такова цена величайшего проекта века — канала, соединившего Тихий и Атлантический океаны.

В 1920 г. между Сан-Франциско и Нью-Йорком построена первая в США трансконтинентальная магистраль, названная Линкольн Хайвей, позднее известная как магистраль 30. Практически автомобильная магистраль общей длиной 5423 км в какой-то мере связала Тихий и Атлантический океаны.

Линкольн Хайвей

Линкольн Хайвей

В 1931 г. в Нью-Йорке возведено одно из самых известных зданий в мире — Эмпайр Стейт Билдинг, ставшее символом Америки. Здание высотой 381 м (с антенной — 449 м) насчитывает 102 этажа и в течение последующих 42 лет было самым высоким в мире.

Эмпайр Стейт Билдинг,

Эмпайр Стейт Билдинг,

Построено оно было за сравнительно короткий срок: работы были начаты в 1929 г., основные несущие стальные конструкции общей массой 58 тыс. т были смонтированы за шесть месяцев, скорость возведения составила в среднем четыре с половиной этажа в неделю. На строительной площадке одновременно находилось до 2500 рабочих, в пиковые дни их количество достигало 4000.

Плотина Гувера на реке Колорадо, построенная в 1935 г., многие годы была самой большой в мире (высота 218 м).

Плотина Гувера

Плотина Гувера

Расположенная в Боулдер-Сити, штат Невада, плотина является частью энергетического комплекса с электростанцией и водохранилищем.

Возведена плотина из бетона по новым технологиям. При бетонировании больших массивов использовалась система охлаждения из труб, по которым пропускалась сначала речная, а затем специально охлажденная вода. После отверждения бетона трубы были заполнены раствором и остались в теле плотины. Таким образом строители избежали возникновения трещин в результате выделения тепла при гидратации бетона.

Год 1937 был ознаменован возведением моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Висячий мост построен через одноименный пролив в штате Калифорния. При общей длине более 2,7 км и длине главного подвесного пролета 1,281 км он удерживал первенство в течение 27 лет.

Золотые Ворота в Сан-Франциско

Золотые Ворота в Сан-Франциско

В начале 80-х годов настил моста заменили на конструкцию из облегченной и более прочной стали с асфальтовым покрытием, что снизило общую массу конструкции на 12 300 т. Теперь мост весит 894 500 т.